ТюХа (nuska) wrote in antihlam,
ТюХа
nuska
antihlam

Интервью со Стасом Кулешом

Стас Кулеш - известный фотограф, дизайнер и блоггер. Из России он сначала переехал в Китай, а теперь поселился в Новой Зеландии. С ним мы и поговорили на тему антигламура и гламура в фотографии.

Стас Кулеш - известный фотограф, дизайнер и блоггер. Из России он сначала переехал в Китай, а теперь поселился в Новой Зеландии. С ним мы и поговорили на тему антигламура и гламура в фотографии.

Аня Лаврова: А Вы сами отнесли бы себя к гламуру или антигламуру? Мне, рассматривая ваши фотографии, не удалось дать конкретной оценки.

Стас Кулеш: Я бы не стал категоризовать в основном пейзажные фото подобным образом. Более того, есть подозрения, что мне будет весьма сложно ответить на дальнейшие вопросы. 

А.Л.: Есть такой стереотип, что антигламур - это естественность, а гламур - поддельная красота. А может ли быть естественный гламур? И как фотограф добивается в своих работах и естественности, и красоты?

С.К.: Мои попытки постобработкой передать настроение, чувство, состояние в момент спуска затвора нередко выглядят, как уж слишком, пользуясь вашими терминами, пригламуренное фото. Однако я не считаю, что это приукрашивание. То скорее возврат к реальности. Человеческий мозг с глазами составляют удивительный аппарат, который во сто крат сложнее любой цифровой камеры вне зависимости от мегапикселей и скорости микропроцессоров. Камера по определению одноглаза и мертва. За счёт первого теряется трёхмерность и глубина. Второе добивает картинку бездушными цветами - ведь у фотоаппарата не бывает хорошего настроения. Как, впрочем, и плохого. Задача художника, как я её понимаю в текущий период своей жизни - заставить зрителя чувствовать. Для этого приходится тут поджелтить, а тут зачернить, раз, два, и получается солнечный день в деревне, и запах сена. 

А.Л.: Вы жили в разных городах, были во многих странах. Гламур - это болезнь мегаполисов?

С.К.:  Безусловно. То, что можно наблюдать в большинстве мест, где молодые, а чаще очень молодые люди стараются подражать модному веянию, выглядит удручающе. Я называю это недогламур, недоэмо, недоготы, если угодно. У меня есть знакомые панки в Питере, так они спят в убитых съёмных квартирах, не работают, пьют пиво и дерутся с, пардон, ментами. Вне мегаполисов пригламуренная молодёжь это кич. 

А.Л.: А можно ли сказать - вот, эта страна гламурная, а в этой гламура меньше? Есть ли вообще гламур в Китае?

С.К.:  Представьте два миллиона людей, среди которых если и бывают блондины, то это скорее всего альбиносы - результат генетической мутации. Добавьте к этому сложную историю и лишь формирующуюся культуру потребления. Да, в Китае, пожалуй, есть гламур, там для этого есть все условия. Новая Зеландия в свою очередь совершенно нейтральна во всех отношениях. Там больше развита хипстер-культура - урбанистических хиппи. 

А.Л.: Фотографии антигламура есть у известных фотографов со всего мира. Но в России, мне кажется, само движение это актуальнее. Или идеи  антигламура заслужено увлекают людей разных стран?

С.К.: Мне довольно сложно до конца понять терминологию: гламур, антигламур. Но, представляя перенасыщенность фотосцены во всём мире, да и по закону суперсимметрии выходит, что обе эти идеи одинаково привлекают фотографов. Оно и понятно, антигламур - это первое, что приходит в голову, когда просят сделать "не так". Частица "не" и приставка "анти", сами видите, тождественны. 


А.Л.: Мне кажется, быть фотографом сейчас очень непросто! Ведь огромная конкуренция: фотоаппараты в руки берут почти все, а фотографии часто  однотипные и под копирку. Какое вы видите будущее фотографии? Не надоест ли потом людям этот вид искусства?

С.К.: Умом надо выделяться, только это и поможет. Извините, если это прозвучит немного грубовато, но я себя фотографом не считаю. Во-первых, я не этим зарабатываю на жизнь, во-вторых, нужно жить фотографией и думать фото, а главное - понимать, зачем это делается и что хочется сказать всем своим нелёгким трудом. В моём случае - это хобби, которое позволяет довольно дёшево снискать популярность в кругах преимущественно девушек и женщин от 17 до 37, что в свою очеред человеческие контакты, а это уже хоть и косвенно, можно поместить в, т.н., "банк услуг".

Будущего у фотографии не больше, чем у книг или музыки. Если в безвкусные восьмидесятые все искренне тащились от сухих звуков ложно-компьютеризованных драм-машин, то нынче весьма модны симбиотические коллективы, которые и на живых инструментах умеют, и с семплами работать. То же и в фотографии. В профессиональной среде, мне кажется, уже прошло увлечение технической стороной дела, прошёл цифровой бум и ретро снова в моде. Нынче модно снимать на плёнку дам в шляпках или "настоящих" девочек в дверных проёмах, и чтобы чуть трусики было видно. Я всё же за чувственную сторону дела. Если удаётся, повторяюсь, заставить зрителя чувствовать - деньги за работу уплачены не зря. А зритель нынче изнеженный пошёл, не пнёшь, не будет аплодировать. 

А.Л.: Как Вы думаете, можно ли говорить об антигламуре, как о сложившемся стиле в фотографии, в музыке и в других видах искусства? Или такие  выводы делать ещё рано?

С.К.: Если можно сравнить то, что вы называете антигламур с музыкальным стилем lo-fi, ярким представителем которого является талантливый и популярный исполнитель Beck, а в фотографии, пожалуй, Терри Ричарсон (http://terryrichardson.com/), то да, в таком случае антигламур уверенно шагает по планете. Более того, вы замечали, что нынешний музыкальный мейнстрим составляют группы с приставкой "альтернативные" и (или) "инди", то есть, отличающиеся от других. Я вижу в этом естественные колебания среды, придёт время и гламурные фотографы а-ля http://www.mariotestino.us/ станут представителями ретро, а это всегда модно. 

А.Л.: Скажите, а Вы за фотошоп или против? Понимаю, что однозначно сказать, наверное, непросто. Но действительно фотошоп может "вытянуть" любую фотографию или это просто корректировка уже готовой работы?

С.К.: Я безусловно, за. Потому как это всего лишь один из инструментов. Если мы теперь не работаем с плёнкой, не пользуемся химикатами, масками, ретушью, то почему бы для цифровых камер не пользоваться аналогично цифровыми инструментами, один из которых, как вы сказали, фотошоп. Нюанс таков, что в нормальном рабочем процессе чаще всего времени катастрофически не хватает, вот и выходит, что и себе, и заказчику дешевле сразу снять хорошо, чтобы не нужно было после корректировать. А так нарисовать можно что угодно, и назвать это "что угодно" фотографией тоже можно. И всё без дураков, по-честному. 

А.Л.: И вопрос фотографический. Если бы Вам нужно было сфотографировать  антигламур, какой бы кадр вы сделали? Что на нем мы бы увидели?

С.К.: Я бы достал свой полароид с полки, прикупил бы с десяток кассет и ранним летним утром уехал в компании молодых, симпатичных друзей на какую-нибудь просторную дачу с маленьким пляжем и обязательно океаном. Хоть я понимаю, что-то подобное уже сделал достаточно популярный http://www.ryanmcginley.com/photographs.php или не очень известный Matt Sharlkey (http://brainbang.ru/note/290/) Очень уж приятная атмосфера. 


Аня Лаврова
Фото - justbiz.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments